Гений да Винчи: впереди времени
Текст: Татьяна Петухова | 2014-04-02 | 6326
Как правило, вещи, представляющие большую культурно-историческую, научную или техническую ценность, существуют в единичных экземплярах и имеют определенную локализацию – привязку к конкретному музею, институту или территории. По этой причине лишь относительно немногим в мире удается увидеть их «вживую». Но, к счастью, находятся люди, чьи созидательные усилия позволяют сделать общественное достояние действительно общественным. Одним из таких людей является Брюс Петерсон, чей одновременно исследовательский и инженерный проект сделал наследие Леонардо да Винчи предметом шаговой доступности.

 

Все-таки удивительный это факт: ежедневно миллионы людей во всем  мире посещают различные музеи, выставки, конференции. Лишь для немногих из них увиденное и услышанное становится поводом для генерации оригинальных идей, способных превратиться в успешные коммерческие или социальные проекты. И только единицам удается воплотить эти проекты в жизнь.

Брюс Петерсон – австралиец, которого сильно увлекла личность Леонардо да Винчи – художника, ученого и изобретателя эпохи Высокого Возрождения. Возможно, именно удаленность Австралии от места, где жил и творил великий итальянец, и где сейчас находится большая часть его работ, натолкнула Петерсона в общем-то на простую мысль о создании передвижной выставки «Da Vinci – The Genius», которая позволила бы людям даже из самых отдаленных уголков нашей планеты соприкоснуться с творчеством Леонардо.

Создание экспозиции выставки вылилось в масштабный исследовательский и инженерный проект. В 2005 году австралийская компания Grande Exhibitions, управляемая Брюсом Петерсоном, заключила партнерские соглашения с ассоциацией Anthropos и Паскалем Котте, которые к тому времени уже трудились с архивами да Винчи. С целью непосредственного участия в работах Петерсон с семьей перебрался в Италию. Проект стартовал.

Но прежде, чем рассказать о проделанной работе, остановимся на некоторых моментах жизни самого Леонардо – фактах не особо широко известных, но, на наш взгляд, ставших ключевыми в становлении его гения.

Леонардо да Винчи был незаконнорожденным, из-за чего изучение греческого и латыни, на которых было написано большинство книг того времени, оказалось для него под запретом. Казалось бы, недоступность образования – неоспоримый недостаток, который сразу определяет место человека в жизни. Но для да Винчи он стал преимуществом. Наука того времени еще пребывала в зачаточном состоянии. Бесспорно, греки и римляне внесли огромный вклад в ее развитие, но и в их трудах содержалось множество ошибок, неверных гипотез и выводов. В силу описанных обстоятельств они не были вложены в голову да Винчи. Зато, любознательный от природы, он получал реальные знания путем наблюдений, экспериментов и исследований. Так и только так можно познать истину, считал Леонардо.

Леонардо писал левой рукой, причем задом наперед, из-за чего его ранние записи практически невозможно разобрать. Но над ним не довлели школьные учителя и поправлять его было некому. Это тоже сыграло свою роль: сегодня известно, что переучивание левши на правшу может нанести ребенку вред, и кто знает, что было бы с Леонардо, если бы его тоже переучили.

В силу происхождения да Винчи не мог, да и не хотел становиться юристом или врачом, и его отец надеялся, что из сына получится художник. Художники были мастеровыми и не причислялись к элите. Леонардо еще ребенком привезли во Флоренцию. Отец отдал его в ученики к Андреа Верроккьо – ведущему скульптору и ремесленнику того времени. Леонардо очень хотел проявить себя, и в возрасте 20 лет ему представился такой шанс. В это время Верроккьо получил крупный заказ на изображение крещения Христа, и написание второстепенных фигур он поручил своим ученикам. Леонардо досталось изображение маленького ангела. В те времена для написания картин использовался яичный желток. Но на основе оливкового масла Леонардо разработал собственную краску, дававшую более яркие и насыщенные цвета. Масляная краска была изобретена за 20 лет до этого, но в Южной Европе она была известна еще очень плохо. Поэтому решение Леонардо было очень рискованным, но оно полностью себя оправдало. Маленький, одетый в голубое ангел, по сути, известил Флоренцию о появлении нового гения. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть.

Еще один интересный эпизод из жизни да Винчи произошел в Милане, когда он служил при дворе у герцога Лодовико Сфорца и получил заказ написать тайную вечерю в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Но у него не было необходимого для этого опыта работы над фресками. Традиционно фрески создавались путем копирования зарисовки на штукатурку, пока та оставалось сырой. Возможности вносить какие-то изменения не было. Это не подходило для Леонардо, и он решил писать не по правилам. Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Это позволило избежать спешки. Чтобы вдохнуть жизнь в изображение каждого из апостолов, Леонардо подолгу бродил по улицам в поисках подходящих лиц и нужных жес­тов. Работа над картиной заняла 3 года и была по праву оценена герцогом. К нес­частью, уже через несколько лет под слоем краски появились крошечные трещины, внутри штукатурки стала накапливаться влага, повреждающая краску. Сегодня шедевр почти полностью утрачен – попытки восстановить картину принесли больше вреда, чем пользы. К примеру, в 1821 году Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен в монастырь, чтобы перенести роспись в более безопасное место. Но он лишь серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо, по сути, фреской не является.

 

Конечно, это был экспериментальный проект. Но способность и смелость Леонардо ломать стереотипы, уходя от традиционных, навязанных кем-то правил, норм и подходов к работе, не может не впечатлять.

Но вернемся к тому, с чего мы начали – проекту передвижной выставки.

При жизни Леонардо большинство его изобретений существовали только в виде чертежей и рисунков. Но и те редкие модели и действующие образцы, которые все-таки были созданы, до наших дней не сохранились. Поэтому современное наследие Леонардо (если не брать в расчет его картины и фрески) – это, преж­де всего, его рукописи. Для создания экспонатов по дошедшим до нас чертежам потребовалось приложить немало усилий. Пришлось пройти череду согласований и переговоров, к чему были подключены Правительство и различные министерства Италии. Ведь кодексы да Винчи закрыты для доступа – они хранятся в Королевских и Национальных библиотеках, музеях и архивах Англии, Франции, Италии и Испании, в закрытых частных коллекциях.  Но необходимые договоренности были достигнуты, после чего последовала масштабная научно-исследовательская работа. Прежде всего, надо было расшифровать записи, рисунки и сочинения Леонардо. Этим занялись итальянские ремесленники из венецианского музея «ll Genio di Leonardo da Vinci».  Они обладали необходимыми знаниями: понимали старые флорентийские диалекты, могли интерпретировать использованные Леонардо сокращения, анализировать его сложные рисунки и читать зеркально отраженные письма. Они изучили около 6000 страниц в поисках необходимых ключей и для понимания общих идей и замыслов. Дело в том, что Леонардо имел свою собственную форму патентов – он прятал ключевые элементы изобретений в совершенно разных местах своих записей. Создать или эксплуатировать механизмы без этих элементов было невозможно. Защищать таким образом свою интеллектуальную собственность было очень предусмотрительно, ведь многие его изобретения предназначались для военного дела. Преднамеренные ошибки и вводящая в заблуждение информация, совершенно не связанные между собой эскизы и сочинения соседствовали на страницах его дневников. К примеру, на чертежах самоходной телеги колеса обладают разным приводом. И если создать такую телегу строго по чертежам, то ее колеса будут крутиться в разные стороны, и она не сдвинется с места. Поэтому плотники и историки должны были не просто воспроизвести то, что видят, а уловить общий дух и додумать то, что было упущено. Хотя после расшифровки дневников многое прояснилось и встало на свои места.

Из 25000 страниц, исписанных Леонардо, сохранилось лишь 7000. Но и на них оказалось описанным такое большое количество изобретений, что выставка, включающая их все, по размерам была бы в несколько раз большей той, которая физически смогла бы путешествовать. В итоге участники проекта столкнулись с еще одной проблемой – решить, какие именно аспекты жизни Леонардо стоит показать подробно, а какие нет. И как рассказали нам авторы проекта, именно эта задача в итоге оказалась самой сложной.  Ведь замысел выставки заключался не только в том, чтобы претворить в жизнь изобретения Леонардо, но и в том, чтобы дать полное представление о его разносторонне одаренной личности – как художника, философа, скульптора, изобретателя, инженера, анатома и даже организатора придворных празднеств…

В итоге итальянскими ремесленниками было создано более 130 действующих образцов изобретений, которые вошли в передвижную экспозицию.

Значимой частью выставки стала точная копия самой известной в мире картины – «Джоконды». Проект «Секреты Моны Лизы», автором которого является французский научный инженер, эксперт и фотограф изобразительного искусства Паскаль Котте, представляет собой уникальный пример того, как искусство и история встречаются с передовыми технологиями.  Министерство культуры Франции позволило Котте провести подробное исследование «Джоконды» в Лувре. Он провел научный анализ картины, используя собственное запатентованное изобретение – 240-мегапиксельную мультиспектральную камеру. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра, который человеческий глаз в нормальных условиях воспринимать не может. Используя уникальный сканер собственного изобретения, Паскаль потратил около трех часов, создавая снимки «голой» картины, то есть без рамки и защитного стекла. Он сделал 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Для анализа и проверки полученных данных потребовалось два года. Зато результаты научной экспертизы значительно обогатили мир искусства. Теперь, например, можно было увидеть цвета оригинальных пигментов, которые использовал Леонардо. Снимки представляют картину в первозданном виде, подобно тому, какой ее видели современники да Винчи: небо цвета лазурита, нежно-розовый цвет кожи лица, отчетливо прорисованные горы... Фотографии Паскаля Котте показали, что да Винчи не закончил работу над картиной. Тот был перфекционистом и говорил, что «работу над произведением искусства нельзя завершить, её можно только забросить». Можно наблюдать изменения в положении рук натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что в начале улыбка была несколько другой. А пятно в уголке глаза является повреждением лакового покрытия от воды, возникшем, скорее всего, в результате того, что какое-то время картина висела в ванной Наполеона. Также Котте доказал, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. Вопреки современной точке зрения, результаты инженера говорят о том, что у Моны Лизы когда-то были брови и ресницы.

 

Являясь экспертом «Джоконды», Котте

 

Резюме да Винчи

 

История сохранила нам очень любопытный документ 1481 года. Это письмо тридцатилетнего Леонардо да Винчи правителю Милана Лодовико Сфорцу. Оно раскрывает еще один талант итальянского гения – его способность эффективно продвигать свои услуги. Широте перечня работ, на которые он заявлялся в одиночку, сегодня – спустя 530 лет после написания письма – может позавидовать немало инжиниринговых компаний. А многим современным маркетологам, в особенности работающим на инжиниринговом рынке, было бы очень полезно перенять способ подачи материала, использованный в данном письме.

 

«Поскольку, сиятельнейший господин, я изучил опыт всех тех, кто выдает себя за знатоков искусства изобретения военных машин, и нашел, что их инструменты существенно ничем не отличаются от тех, которые общеизвестны, я решаюсь сообщить Вашей светлости о некоторых секретах, которыми обладаю я, в следующем кратком перечислении:

1. Я владею способом постройки очень легких мостов, которые можно с легкостью переносить и с помощью которых можно привести врага в бегство и преследовать его. Знаю также и иные, более прочные, которые смогут противостоять огню и мечу и которые можно легко поднимать и опускать. Я знаю также способы сжигания и разрушения вражеских мостов.

2. В случае осады я знаю, как осушать рвы, строить складные лестницы и иные подобные машины.

3. Далее: в случае высокого местоположения или  мощности враждебной позиции, когда невозможно ее обстрелять, я знаю способы уничтожить ее путем минирования, если только фундамент крепости не скалистый.

4. Я умею также строить нетяжелые пушки, легкие в перевозке, которые могут бросать горючие материалы, дым коих вызовет ужас, разрушения и растерянность среди врага.

5. Далее: при помощи узких и извилистых подземных ходов, сооружаемых без всякого шума, я могу создать проход в самые недоступные места, причем даже под реками.

6. Далее: я умею строить безопасные крытые повозки для подвоза пушек к расположению врага, сопротивляться коим не смогут даже значительные силы, и под защитой которых пехота сможет безопасно подойти к месту боя.

7. Я могу строить орудия, мортиры и огненные машины и иные, одновременно прекрасной и полезной формы, которые  отличаются от всех, применяемых в настоящее время.

8. Или же, если применение пушек окажется невозможным, я смогу заменить их катапультами или иными прекрасными бросающими машинами, доселе неизвестными. Коротко говоря, я смогу создать бесконечное число орудий для нападения.

9. А если сражение должно разыграться на море, я знаю многие, чрезвычайно мощные машины  как для нападения, так и для защиты, и такие корабли, которые будут безопасны как от пушечной стрельбы, так и от огня. Знаю я также порохи и воспламеняющиеся  вещества.

10. Полагаю, что в мирное время я смогу соревноваться с каждым по части архитектуры, а также по  части сооружения общественных и частных монументов и в постройке каналов.

Я могу выполнять статуи из мрамора, бронзы и из глины; что касается живописи, то в ней я могу соперничать с любым. В частности, я смогу изваять из бронзы конную статую вашего отца в память о нем.

Если что-то из вышеупомянутых вещей покажется кому-нибудь невыполнимым, то я готов провести демонстрацию в Вашем парке или в любом другом месте, которое понравится Вашему превосходительству...».

 

Комментарий Пола Костера – организатора выставки «Гений да Винчи» в России, руководителя One-Go Events Benelux B.V.


Выставка «Гений да Винчи» позволяет соотнести и найти взаимосвязь между вещами, которые окружают нас в современной жизни, и именем гения, его идеями, мыслями, экспериментами. Это применимо ко всем сферам нашей жизни, будь то техника или культура и искусство. Конечно, люди задаются вопросом о том, как работают окружающие нас вещи. Например, фокусируясь на птицах, свои наблюдения Леонардо перенес в такие изобретения, как прототип вертолета, планер.
Выставка интересна, прежде всего, детям, так как на ней они могут получить знания. Создатели и мы, организаторы, надеемся, что наблюдение тех вещей, что изобретены да Винчи, станет «перезагрузкой для ума», а в дальнейшем полученные знания смогут привести к новым открытиям.  Старшее поколение выставка может заставить остановиться и задуматься, ведь в повседневной жизни мы «бежим», и у нас нет на это времени.  Она должна дать толчок к более глубокому изучению чего-либо и познанию нового.

 

Комментарий Паскаля Котте - французского ученого, инженера, создателя проекта «Секреты Моны Лизы».
 

Когда фотографируешь какую-то картину, цвета на фотографии получаются очень насыщенными, но при этом происходит грандиозное искажение - цвета передаются архиложными. Я поставил перед собой задачу воссоздать реальные цвета, которые рождаются в момент, когда лучи света соприкасаются с материальной поверхностью. Создание специальной камеры потребовало не так много времени, но процесс совершенствования идет до сих пор.
Моя интуиция подсказывала мне работать в этом направлении, хотя, возможно, изначально в успех никто не верил. Одно из доказательств - эта выставка. Я не останавливаюсь и работаю дальше в этом направлении. Мое изобретение есть во многих лабораториях, где оно работает над другими картинами.  Я работаю над несколькими работами Леонардо, но наиболее глубоко – над картиной «Джоконда».
Мне позволили провести целую ночь в Лувре, и результатом стало более 3 млрд деталей научного характера об этой картине. В выставочном зале – лишь малая часть проделанной работы. Благодаря особой технике мне удалось не только достичь натуральных цветов, но и заглянуть под слой лака внутрь картины. Слой за слоем, шаг за шагом я обнаруживал совершенно удивительные вещи. Вы чувствуете себя супер-человеком, когда с помощью инфракрасного света вы можете видеть, что находится внутри, как создавалась и эволюционировала работа.
Я выполнил безупречную репродукцию картины с лицевой и обратной стороны. С обратной стороны вы можете обнаружить следы истории: заклеенная трещина, надпись «Джоконда» и даже маленькие дырочки – атаки насекомых. Замечу, что увидеть «Джоконду» в Лувре и посетить эту выставку – это совершенно разные вещи. Здесь вы увидите эту картину так, как вы никогда не сможете ее увидеть в Лувре. Хорошим примером этому может служить одна история, свидетелем которой я был: после посещения одной из выставок у маленького мальчика спросили: «Что тебе больше всего понравилось?», на что он ответил: «Это совершенно удивительная выставка, оказывается, она (прим.ред.: картина «Джоконда») на доске нарисована! Никогда бы не подумал». И это совершенно верно. Картина написана не на полотне, а на доске из тополя. Это невозможно увидеть в Лувре – там картина заключена в раму и под стекло.
Леонардо да Винчи были присущи стремление к совершенству, постоянный поиск – он никогда не был удовлетворен своей работой, постоянно что-то искал и старался максимально точно воспроизвести мир, который его окружает. Мне бы хотелось, чтобы у посетивших выставку это отложилось.

 

Комментарий Ильи Забуслаева - куратора выставки, менеджера компании One-Go Events (Санкт-Петербург)


Наш проект – образовательный. Его уникальность в том, что он позволяет представить весь масштаб гения. Этого вы не найдете нигде в мире. Наша аудитория – это семьи с детьми и учащиеся в отдельности.  Для школьников и студентов мы проводим организованные экскурсии. А преподавателям предоставлена возможность использовать выставку в качестве площадки для своих лекций. Отдельно отмечу важность интерактивного момента: на площадях выставки специально организована интерактивная комната для проведения мастер-классов, где каждый ребенок может получить знания и сразу же применить их на практике: что-то изобрести, построить. Такой подход работы с детьми позволяет выявлять скрытые таланты. Леонардо был человеком-практиком. Только посредством опытного получения знаний и применения их на практике у него была возможность реализовать такое количество проектов, пусть и в дневниках.
Задача выставки - на примере гения показать возможности человеческого мозга, человеческого потенциала. К сожалению, сегодня наш мозг очень ограничен различными блоками. Очень часто люди говорят: «я не могу», «у меня не получится», «это нельзя», тем самым ограничивая себя в реализации. Выставка дает понять, что у Леонардо да Винчи не было никаких ограничений. Для каждого, кто придет сюда, Леонардо может стать примером для того, чтобы исследовать себя: увидеть и осознать, что человек способен развиваться в таком количестве направлений, и проецировать это на себя. Я сам испытал это. 

 

Фото: Татьяны Петуховой

произвел единственную в мире максимально близкую к оригиналу копию картины со всех ее сторон. Она идеально подошла для выставки, ведь Паскаль Котте смешал искусство и науку так же, как Леонардо сделал это около 500 лет назад.

Идея создать выставку, которая бы собрала весь масштаб гения да Винчи «под одной крышей» и могла быть увидена каждым в любой точке земного шара, удалась. Сегодня выставка путешествует по всему миру: она уже экспонировалась в более чем 40 странах на 5 континентах. В России она прошла в Санкт-Петербурге и Москве. Третьим российским городом стала Казань. С 15 сентября по 14 января выставка проходит в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Всю экспозицию условно можно разделить на несколько частей. Первая – различные модификации изобретенных Леонардо механизмов. Это и прототипы летательных аппаратов (планера, воздушного винта, дельтаплана, парашюта, предшественника современного вертолета), и макеты приборов, измеряющих различные параметры (скорость ветра и влажность воздуха), и изобретения, облегчающие быт (велосипед, самодвижущаяся телега, краны, система водопровода), и музыкальные инструменты. Особое место занимают образцы, связанные с военным делом. Боевая колесница, пушка, катапульта, прототипы пулеметов, прототип современного танка, мосты – все это тоже проекты да Винчи. Мосты, разработанные Лео-нардо, удивительны по своей конструкции – они спроектированы так, что в случае военных действий их можно собрать быстро и без единого гвоздя.

Где это было возможно, макеты выполнялись с использованием материалов, доступных в Италии XV века – дерева, хлопка, меди, железа, холста и веревок. Большая часть макетов изготовлена в натуральную величину, другие были намеренно уменьшены или увеличены, чтобы усилить впечатление зрителей.

Вторая часть экспозиции – репродукции наиболее известных картин Леонардо да Винчи – «Джоконда», «Мадонна в скалах», «Благовещение», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек».

Третья часть – копии его дневников, чертежей и рисунков из самых разных областей науки и искусства.

Передвижная выставка – это не только успешный коммерческий, но и социальный проект. Ее формат предусматривает проведение обучающих мероприятий, лекториев. Многие механизмы находятся в рабочем состоянии, их можно потрогать руками или даже привести в действие. Отличается выставка и высокой интерактивностью: очень познавательны 3D версии картин «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», скульптуры «Лошадь Сфорца». Используются и touch screen экраны, на которых можно посмотреть уже переведенные кодексы да Винчи.

Ну а закончить рассказ о выставке мы хотим словами исполнительного директора компании «Grande Exhibitions»  Роба Кирка, сказанные нам в объяснение замысла этого проекта:

«Мы прекрасно понимаем, что не только обучаем, но и развлекаем посетителей, когда они приходят к нам на выставку. Здесь они могут осознать, какое огромное влияние Леонардо оказал на нашу современную жизнь. Наша цель – принести Леонардо да Винчи в как можно большее число городов, чтобы позволить людям узнать, какой удивительный человек и гений он был. У многих людей нет возможности приехать в Италию, чтобы на собственном опыте прочувствовать все, что сделал Леонардо. Поэтому мы и создали выставку, чтобы вместо этого привезти кусочек Италии им».