Поклонение грузу
Текст: Екатерина Хворова | 2016-06-19 | 22573
Наверное, история не знает случая, когда столкновение двух цивилизаций, одна из которых значительно превосходит другую технологически, не привело бы к уничтожению более слабой. Если не физически, то, по крайней мере, культурно. Один из наиболее любопытных в этом плане феноменов – появление особых религиозных движений, известных сегодня как карго-культы.

Буквально «культ карго» означает «поклонение грузу» (от англ. cargo – груз, перевозимый на судне). Изначально данным словосочетанием (наряду с аналогичными терминами «религия самолётопоклонников» и «культ даров небесных») антропологи обозначили группу новых религиозных движений, распространившихся на островах тихоокеанской Меланезии.

Большинство карго-культов зародилось недавно – после окончания Второй мировой войны. Причиной этому послужило начало тесного общения местных аборигенов с цивилизованными иностранцами. В рамках военной кампании против Японии американцы разместили на островах в Тихом океане несколько военных баз. До того времени эти острова очень редко посещались иностранцами, поэтому местное население не было знакомо со вполне обычными промышленными товарами и способами их производства. В основной массе снабжение военных осуществлялось с помощью авиации, поэтому американцы построили на островах аэродромы со взлётно-посадочными полосами и радиовышками, разместили там свои гарнизоны. Грузовые самолёты зачастую даже не садились на аэродромах, сбрасывая груз на парашютах. Аборигены получали небольшую часть грузов в качестве платы за размещение на их земле, услуги проводников, а также в процессе обмена на местный провиант. Основными обменными товарами были неведомые меланезийцам зажигалки, фонарики, стальные ножи, одежда и обувь, палатки, консервы в жестяных банках, спиртное, газеты и журналы – всё то, что они, даже при большом желании, не могли сделать самостоятельно.


1944 год. База армии  США на островах Новые Гебриды (ныне – Вануату). 



Сделанные аборигенами из соломы в натуральную величину копии американских истребителей Grumman F6F Hellcat.

Островитяне с большим интересом наблюдали, как на военных базах проводились построения и учения, как работали радисты и другие специалисты. В понимании аборигенов иноземцы не умели создавать или даже чинить вещи, которыми они обладали. Для ремонта их отсылали прочь, а новые предметы появлялись в качестве груза на кораблях и самолётах. Да что говорить – военные вообще не работали: не ловили рыбу, не охотились и не возделывали съедобные культуры. Зато они совершали определённые «волшебные» действия: размечали на земле странные полосы, светили в небо прожекторами, махали флажками и, надев наушники, кричали в какой-то ящичек «магические» слова. После этого необычные железные птицы приносили и сбрасывали им с неба разные грузы.

Когда война закончилась, американцы, забросив аэродромы, вернулись домой. А через некоторое время антропологи обнаружили на островах поклонение новому религиозному культу. Глазам цивилизованных учёных предстала чудная картина: туземцами в джунглях были проложены просеки, очень похожие на взлётно-посадочные полосы, и на них стояли выполненные в натуральную величину соломенные самолёты. Из кокосовых пальм были построены необходимые для аэродрома сооружения: плетёные вышки с антеннами, линии электропередач с пеньковыми верёвками вместо проводов. Сами аборигены регулярно «несли службу» – в наушниках из кокосовых орехов они что-то кричали в бамбуковые микрофоны, зажигали посадочные огни, махали флажками из крашеных циновок, а иногда маршировали с деревянными винтовками на плече, раскрасив тела в цвет военной формы с надписью USA.

Антропологи, объясняя логику жителей, малознакомых с распространёнными на тот момент знаниями и технологиями более развитых американцев, ссылаются на третий закон Артура Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства». Туземцы были убеждены, что получаемые грузы невозможно изготовить на Земле, и это потусторонние силы – духи предков – создают и присылают такие вещи. А светлокожие – лишь очень сильные маги, приручившие волшебство. Их ритуальные церемонии позволяют общаться с богами и предками и убеждают присылать грузы. Другого логичного объяснения странных действий пришельцев у островитян не было. Действия военных действительно не были похожи на известные испокон веков туземцам занятия по добыче пищи, изготовлению одежды и постройке домов. Создание высоких мачт с закреплённой на них проволокой и общение с маленькими коробочками, которые мигали огоньками и испускали загадочные звуки и потусторонние голоса, больше походили на неведомые религиозные церемонии.

Местные жители решили, что для получения таких же посылок, которые раньше падали с неба и присваивались американцами, нужно совершать аналогичные ритуальные действия. Для полной имитации ритуалов бледнолицых они изготовили из подручных материалов необходимые атрибуты: наушники – из половинок кокоса, шлемофоны – из пальмовых веток, диспетчерские вышки и радары – из дерева. Для привлечения транспортных самолётов и судов адепты культа зажигали на взлётно-посадочных полосах сигнальные огни. Но, несмотря на все усилия, самолёты не прилетали, и грузы не прибывали. Однако это обстоятельство не колебало их веру – жрецы тщательно следили за тем, чтобы никто не уклонялся от выполнения необходимых ритуалов. В конце концов островитяне полностью отказались от существовавших до войны собственных религиозных воззрений и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам. При этом традиционные отрасли хозяйствования туземцев приходили в упадок – некому стало заниматься выращиванием пищи, толочь зерно, копать батат, охотиться на животных и ловить рыбу. Когда учёные попытались объяснить островитянам истинное происхождение грузов и разубедить их в сложившейся вере, их аргументы не нашли понимания – аборигены посчитали, что белые, перехватывающие «подарки богов», хотят их обмануть. Чтобы предотвратить катастрофу, на острова была направлена гуманитарная помощь. Но едва завидев самолёты и новые грузы, островитяне восприняли их как первый долгожданный результат своих действий, после чего стали повторять их ещё усерднее.

Исследователей, занимавшихся изучением культуры жителей тихоокеанских островов, весьма озадачил и тот факт, что возникновение подобных культов стало результатом не какого-то случайного сочетания факторов в одном конкретном месте, а следствием определённых особенностей человеческой психики в целом, её подверженности религиозному мышлению. Было зафиксировано более 70 очень схожих, но возникших независимо друг от друга случаев появления карго-культов – на островах, отдалённых не только географически, но и в культурном плане. Два отдельных случая были зафиксированы в Новой Каледонии, четыре – на Соломоновых островах, четыре – на Фиджи, семь – на Новых Гебридах и более сорока – в Новой Гвинее. Причём в большинстве этих религий утверждается, что в день Апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет и некий мессия.

Хотя большинство карго-культов возникло в 50-е годы XX века, похожие случаи отмечались и до этого. Самым ранним культом карго считается «движение Тука», зафиксированное на Фиджи в 1885 году. Чуть позже возникли «культ Таро» и «безумство Вайлала», получившие распространение в Папуа Новой Гвинее. Их появление было обусловлено тем, что в конце XIX века на острова стали прибывать христианские миссионеры. С ними появились необычные вещи, стали строиться церкви и больницы. Для получения полезных вещей папуасы с готовностью принимали христианство, однако по-своему трактовали читаемые им проповеди. Они с удовольствием слушали рассказы о рае, узнавая в них известное из собственных верований посмертное обиталище предков, где не нужно ничего делать, и в изобилии есть всё, что пожелаешь. Но миссионеры утверждали, что для достижения рая нужно усердно трудиться при жизни, при этом сами утруждались не сильно, а вещи, которыми они делились с местным населением, приходили издалека на кораблях. На глазах островитян миссионеры не сделали ни одной стеклянной бусины, не выковали ни одного топора. Это обстоятельство приводило аборигенов к мысли, что белый человек их обманывает, и труд не даёт благоденствия и таких же замечательных грузов. Почва для появления культов была подготовлена, и ждать они себя не заставили. Приверженцы одного из новых культов считали, что европейцы вырвали из Библии первую страницу, где указывалось, что Иисус был папуасом. Таким образом, они присвоили себе привилегированное положение в христианстве, которое на самом деле принадлежит островитянам. Адепты другого культа – «Ассизи» – ожидали прибытия Христа на торговом корабле. Когда бы это, наконец, случилось, туземцы бы превратились в белых и стали хозяевами над нынешними белыми, которые поменяли бы цвет кожи и «почернели».

Но ключевой вопрос островитян был таким: откуда всё-таки приходят грузы, и кто их посылает? Колонизаторы утверждали, что они высылаются из больших поселений белых людей, расположенных далеко за океаном. Папуасы даже изредка стали посещать другие страны, в частности Австралию. Возвращаясь, они рассказывали соплеменникам о заморской жизни – но совсем не так, как ожидали европейцы. Согласно увиденному в Австралии, островитяне только убеждались, что самые богатые люди совсем не работают: они не строят домов, не шьют одежду и вообще не делают ничего. Отсюда был сделан очевидный вывод, что призывы белых к труду – это очередная хитрость против простодушных папуасов, и на самом деле не важно, сколько ты трудишься.

Принимая христианство, папуасы предполагали, что это позволит им узнать «секрет карго». К миссионерам даже направляли делегации с целью узнать источник богатства. Конечно же, этот «секрет» им никто так и не выдал. Постепенно у местных жителей сформировалось убеждение, что все грузы изначально посланы предками островитян и предназначены их прямым потомкам. Но бледнокожие люди перехватывают эти грузы и потом делятся с законными адресатами только небольшой частью посылок. С распространением на Новой Гвинеи грамотности аборигенам стало казаться, что вороватые пришельцы для присвоения груза просто переклеивают бирки. Так, один туземец, которого звали Bateri, научился писать своё имя. Однажды он нашёл ящики, маркированные как Batteries (с англ. – батареи, аккумуляторы), и, конечно, посчитал, что всё это имущество по праву принадлежит только ему. В результате местное население потребовало от колониальных администраций выдавать им грузы полностью, на островах начались восстания. Для подавления бунтов островитянам раздали гуманитарную помощь, но это лишь ещё больше убедило туземцев в том, что их грузы действительно присвоены чужаками, и если на администрацию как следует надавить, она нехотя, но всё же делится тем, что ей не принадлежит. Целые деревни наотрез отказывались работать, даже обрабатывать собственные плантации, веря, что призывы к труду – ложь, и следует поступать как раз наоборот. Голод и бунты приводили к новой волне гуманитарной помощи, и ситуация окончательно заходила в тупик.

Постепенно местное население стало верить, что Бог-Творец, создав Землю, снабдил первых людей большими ящиками с тушёнкой, рисом и спичками. У древнего предка папуасов по имени Ной был корабль с провиантом, а его сын Хам за неповиновение и грубость был высажен на Новую Гвинею, и от него произошли новогвинейцы. Потом появились утверждения, что Иисус Христос, стремившийся загладить ошибку Хама, был схвачен миссионерами и томится в плену в Австралии.

В послевоенные годы в Маданг (провинция Папуа-Новой Гвинеи) появился новый пророк по имени Йали. Во время войны он служил в австралийской армии, а затем был направлен на обучение в Австралию. Особенно сильные впечатления им были вынесены от посещения австралийских музеев и зоопарков. Например, в Брисбенском музее была представлена обширная коллекция новогвинейского искусства, включающая древние маски. Из этого факта будущий пророк сделал вывод, что христианские проповедники борются с использованием папуасами древнеязыческих масок предков, но при этом присваивают их себе и используют присвоенную древнюю магию для воровства карго. А побывав в Сиднее, Йали увидел, что многие из горожан держат в домах животных, за которыми ухаживают, но не едят их. В зоопарке также содержалось множество животных, не предназначенных для еды. Кроме того, будущий пророк увидел в книге иллюстрацию на тему эволюции человека от обезьяны до современного типа. После некоторых умозаключений у Йали сформировалось убеждение: австралийцы (как и древние папуасы) на самом деле знают, что произошли от тотемных животных, поэтому они ублажают животных в своих домах и зоопарках. Взамен тотемные предки с помощью магии помогают белым австралийцам получать грузы и посылки. При помощи ложных проповедей белые заставляют коренных новогвинейцев отказываться от старой веры, поэтому их предки забыты и ослаблены. Всё это позволяет пришельцам воровать предназначенные папуасам посылки.

Йали проводил очистительные ритуалы по освобождению земляков от крещения, обучал их тайным ритуалам белых, например, имитации вечернего чаепития. Власти пытались с этим бороться – Йали даже посадили в австралийскую тюрьму. Однако слава пророка только росла, особенно после того, как правительством на острове были построены школы и больницы. Последователи пророка были убеждены, что всё это происходит только благодаря Йали. Пророк фактически стал править провинцией Маданг, а администрация была вынуждена принять положение как должное.

Однако большинство культов карго всё же исчезло – после того, как островитяне стали выезжать за пределы родины и увидели реальное производство. К настоящему времени действующими карго-культами остаются культ мессии Джона Фрума и культ поклонения принцу Филиппу (на островах Танна и Эфате, Вануату).

Первые упоминания о Джоне Фруме датированы 1940 годом. По наиболее распространённой версии происхождения имени, Джон Фрум является искажённым вариантом английской фразы «I’m John, from America». Согласно легенде, Фрум носил американскую военную форму, был невысокого роста, имел светлые волосы и тонкий голос. Фрум настраивал население против миссионеров и делал странные пророчества. Однажды местный житель по имени Манехиви объявил, что ему явился Джон Фрум и сказал, что туземцы должны отказаться от всего принесённого европейцами (денег, образования, христианства, работы на кокосовых плантациях). В этом случае боги разрушат горы, белые люди будут навеки изгнаны с острова, а коренное меланезийское население получит столько грузов, что каждый сможет взять сколько захочет, старики вновь обретут молодость, исчезнут болезни.


Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна


Остров Вануату

Согласно одной из легенд, в своё второе пришествие Фрум принесёт свою валюту с изображением кокосового ореха. Поэтому в 1941 году население массово стало избавляться от «денег белого человека» и перестало работать. Экономике острова был нанесён серьёзный ущерб, и администрация колонии арестовала зачинщиков. Несмотря на то, что мессия так и не появился, культ Джона Фрума продолжил распространяться. Этому поспособствовало и то обстоятельство, что на острова прибыли американские военные, чтобы развернуть «аэродром подскока» для бомбардировщиков. Солдаты и офицеры наладили электрогенераторы, поставили ангары и палатки, разбили плац, расчистили и разметили посадочные полосы, на которых вскоре появились самолёты. Они вырубали деревья, строили необычные дома. На их территории горели магические огни – без дыма и без хвороста. Откуда-то с неба на них валились огромные упаковки. Местное население привлекали к работе, оплачивая услуги консервами и инструментами, оказывая фельдшерскую помощь.

Когда после окончания войны солдаты покинули остров, туземцы стали поддерживать ритуальную видимость жизни на брошенном аэродроме. Для того чтобы предки с грузами вернулись, нужно было выполнять точно такие же обряды, какие делали пришельцы. Новые попытки колониальных властей арестовать зачинщиков и ликвидировать эту «вредную» с их точки зрения религию не принесли результата – наоборот, у карго-культа Джона Фрума появились первые «мученики», что ещё больше стимулировало его развитие.

В пятидесятые годы телеведущий-натуралист Дэвид Аттенборо приплыл на остров Танну, чтобы исследовать культ Джона Фрума. Там он был представлен её первосвященнику – человеку по имени Намбас. Намбас по-приятельски называл мессию просто «Джон» и утверждал, что регулярно говорит с ним по «радио» («радиохозяин Джон»). Сеанс связи проходил следующим образом: женщина, обмотанная верёвками, имитирующими провода, танцуя, впадала в транс, и её выкрики Намбас расшифровывал в качестве посланий Джона Фрума. Намбас утверждал, что знал о приезде исследователя, так как ему по радио об этом сообщил сам Джон. Дэвид Аттенборо спросил у одного последователя культа: «Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придёт, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет – не слишком ли долго вы ждёте?». В ответ ему было сказано следующее: «Если вы можете ждать Иисуса Христа две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джона Фрума больше, чем девятнадцать лет».

Следует отметить, что на этом же острове жители другой деревни – Yaohnanen – поклоняются не Джону Фруму, а принцу Филиппу. Связано это с тем, что в 1974 году острова посетили королева Елизавета и принц Филипп. Принц предстал перед островитянами в белой форме военно-морских сил и шлеме с плюмажем, и тем самым произвёл неизгладимое впечатление на туземцев, а впоследствии был обожествлён. Местные жители стали верить, что герцог Эдинбургский – это брат Джона Фрума и потомок магического духа, живущего в священной горе Тукосмера, откуда открывается вид на деревню. Когда в Букингемском дворце узнали о «движении принца Филиппа», королевская чета Британской Империи стала регулярно отправлять своим скромным почитателям подарки, а также портреты принца Филиппа и его семейства.


Жители деревни Yaohnanen держат фотографии принца Филлипа


Дети деревни Yaohnanen


Традиционное жилище Yaohnanen

Аналогичный случай обожествления бледнолицых пришельцев в Меланезии был зафиксирован в 1968 году, когда на архипелаге Бисмарка возникло почитание американского президента Линдона Джонсона. Однажды он посетил острова данного архипелага и так же произвёл на местных жителей неизгладимое впечатление. Уже после отставки Джонсона туземный проповедник сообщил землякам, что такой хороший президент наверняка знает секрет появления чудесных карго. Островитяне перестали платить налоги австралийской администрации, собрали за несколько лет 70 тысяч долларов (громадная, по местным меркам, сумма) и стали забрасывать Вашингтон письмами с просьбой продать им мудрого президента. Сделка, увы, не состоялась.

Похожие с культами карго верования существуют даже в ЮАР, где в 1990-е годы к власти впервые пришли темнокожие люди, и государство возглавил Нельсон Мандела. Местные гиды иногда рассказывают, что сразу после этого некоторые чернокожие вышли на митинги с требованием к новой власти отдать им «главный секрет белого человека». Оказалось, они верили, что богатство и сила белого человека сосредоточены в маленькой карточке, по которой он получает в банке деньги. Эта карточка выдаётся каждому белому и позволяет ему не работать, но каждый раз получать в банке средства и жить в своё удовольствие. Поэтому после свержения власти белых африканцы потребовали дать «магическую карточку» каждому «свободному африканцу». В них глубоко укоренилась вера в возможность волшебного обогащения – в один миг и безо всяких трудов. Новым властям пришлось долго объяснять, что сначала деньги надо заработать, затем положить их в банк, и только потом взять их по карте – да и то лишь то, что заработал раньше. Демонстрации с такими лозунгами давно прекратились, но часть населения, говорят, до сих пор уверена, что правители их просто обманули и забрали чудесные карточки белых людей себе.

В настоящее время термин «карго-культ» стал применяться и в более широком смысле – для обозначения поведения людей, слепо повторяющих некие действия без чёткого осознания самого механизма процесса. К примеру, это может быть бездумное выполнение инструкций по обслуживанию какого-то оборудования, с учётом того, что сменилось уже несколько поколений этого оборудования, и теперь выполнение «старых» операций не требуется вовсе. Также стандартным примером производственного карго-культа считается сертификация по ISO 9001, как правило, не предполагающая каких-либо изменений в технологическом процессе. Однако факт сертификации может влиять на стоимость активов предприятия – но лишь по той причине, что её заказчики подвержены карго-культу.


Подпишитесь на eRazvitie.org в Фейсбуке и ВКонтакте, чтобы не пропустить новые материалы.