Стартап? В студию!
Текст: Динар Хайрутдинов | 2017-07-20 | 157
Формы развития технологического предпринимательства в современном мире достаточно многообразны. О бизнес-акселераторах, технопарках и инкубаторах слышали многие. Венгерский исследователь и предприниматель Аттила Сигети рассказал нам ещё об одной, не столь известной, но очень быстро набирающей популярность – модели стартап-студии.

– Аттила, почему вы занялись исследованиями в области стартап-студий?

В 2014 году по собственному желанию я уволился со своей работы, а работал я тогда в IBM и Citigroup, то есть в очень крупных компаниях сферы высоких технологий. Мне хотелось начать создавать что-то своё, я стремился иметь больше личной свободы. И я бросил все свои силы на создание собственной компании. Однако через год проект потерпел неудачу, и я понял, что надо начинать заново. Я отнёсся к провалу спокойно – воспринял его как необходимый опыт. Я был готов строить новую компанию, и в этот раз мне не хотелось открывать обыкновенную IT-фирму. Было желание создать что-то инновационное и обладающее большим потенциалом. В то же время я понимал, что это рискованно, и поэтому начал думать, как снизить эти риски. Тогда же, в 2015 году, я познакомился с Тамасом Бонером (Tamas Bohner), основателем компании Drukka, которая на тот момент была совсем небольшим агентством по поддержке предпринимателей и разработке стратегий бизнеса. Параллельно Тамас инвестировал собственные средства в сторонние небольшие стартапы и при этом очень часто сталкивался с тем, что команды этих стартапов не прислушивались к его опыту и знаниям бизнеса. Поэтому почти все они заканчивались неудачей. Так что в момент нашей встречи Тамас тоже искал более удачные возможности для венчурного инвестирования. У нас перед глазами было несколько вдохновляющих примеров таких успешных проектов, как лос-анджелесская стартап-студия Idealab, парижская eFounders, берлинская Rocket Internet, и мы решили, что найдём способ повторить успех этих компаний в Венгрии. Именно поэтому я решил заняться своим исследованием – я беседовал с основателями крупных стартап-студий, собирал посты в Интернет-блогах на эту тему, анализировал найденную информацию, пытался понять, как запустить те процессы, которые позволят нам создавать стартапы по этому новому методу. Через какое-то время у нас появились первые успехи, и я решил поделиться результатами своих исследований и наблюдений с другими предпринимателями. Так родилась книга «Startup Studio Playbook».

– Что такое стартап-студия и каким образом она функционирует? Есть ли какие-то принципиальные различия в деятельности разных стартап-студий, например, европейских и американских?

Стартап-студии – это организации, которые постоянно, цикл за циклом создают и «выращивают» инновационные компании. Иными словами, стартап-студия – это производитель стартап-предприятий. Её цель – создать продукт, создать бизнес-модель, поместить их во вновь создаваемую компанию, после чего позволить ей развиваться самостоятельно. Если это сравнить, например, с подходом инкубатора, то окажется, что стартап-студии имеют гораздо б?льшую степень контроля над создаваемыми ими компаниями и предполагают намного больший объём работы по каждому из стартапов. Объясняется это тем, что инкубаторы обычно вкладывают во взращиваемые бизнесы относительно небольшую сумму денег, но и долю в этих компаниях имеют, соответственно, тоже небольшую. Кроме того, инкубаторы работают с бизнес-командами со стороны, в то время как стартап-студия сама создаёт идеи для стартапов, сама собирает команды, сама закладывает стартовый капитал. Стартап-студия – это родители, которые сами производят ребёнка на свет, сами воспитывают его, принимают за него какие-то решения и готовят к самостоятельной жизни. Тогда как инкубатор можно сравнить с детским садом, куда вы отдаёте ребёнка на какое-то время, но за его воспитание в целом отвечаете всё равно сами.

В современном мире, выбирая направления финансирования, венчурные инвесторы всё чаще отдают предпочтение серийным предпринимателям, таким как стартап-студии. Основных причин две: снижение рисков инвестирования и ускорение процессов коммуникации.  

Существует множество разных типов стартап-студий, отличающихся друг от друга подходами, например, способом финансирования или деловой философией. Есть студии, которые создают по 2-3 стартапа в год, но зато уделяют этим стартапам максимум внимания. А студии вроде нашей Drukka функционируют как целые фабрики по массовому производству новых предприятий. Мы создаём по 10 и даже больше стартапов в год. И здесь нельзя сказать, что один подход лучше, чем другой, они просто разные и имеют разные цели. Всё зависит от того, что именно вы хотите создавать и для чего. Но так или иначе, эти различия никак не связаны с географией, со страной, в которой создаётся стартап-студия.

Традиционно понятие «стартап-студия» относится к компаниям, запускающим новые стартапы в сфере IT – либо приложения, либо аппаратное обеспечение. Но оказалось, что в сходном формате могут действовать и предприниматели, ориентированные на инновации в реальной промышленности. Хороший пример – российский нанотехнологический центр «ТехноСпарк». Эти ребята хорошо знают свой рынок, знакомы с его крупными игроками, имеют сильную команду, подкованную во всех тонкостях этих технологий, и обладают ресурсами, необходимыми для создания компаний. Но главное – они действительно создают очень много новых амбициозных стартапов.

– В чём преимущества стартап-студий по сравнению с «разовым» венчурным предпринимательством? И для кого эти преимущества важны в первую очередь – для государства, способного за счёт создания стартап-студии развить на своей территории инновационную деятельность, или для кого-то другого?

Я думаю, что метод стартап-студий – это одновременно и альтернатива традиционному, или, как вы говорите, «разовому» венчурному предпринимательству, и в то же время его логическое продолжение и развитие. Но нужно помнить, что формат стартап-студии подойдёт не всем. Если вы как предприниматель полностью сконцентрированы только на одной идее и хотите претворить в жизнь именно её, тогда вам лучше собрать свою команду и выбрать традиционный путь. Но если вам нравится сам процесс создания компаний, если вы находите идеи, превращаете их в пилотные проекты и опытные образцы продукции, а после этого начинаете торговать акциями, продаёте проект, начинаете всё заново уже с какой-то другой идеей, и так до бесконечности – тогда вам прямая дорога в стартап-студию.

Преимущества же вот в чём. Во-первых, в традиционном технологическом предпринимательстве, если вы пытались воплотить идею в жизнь, но потерпели неудачу, то вы, как правило, распускаете свою команду, и при создании нового проекта набираете людей заново. В большинстве же стартап-студий команда одна и та же, и она может работать над несколькими проектами, идущими друг за другом или даже параллельно. То есть если один стартап оказался провальным, вы подкидываете той же самой команде новую идею, и они пробуют снова, нарабатывая ценный опыт. В результате через 1-2 года у вас будет команда, которая уже поэкспериментировала с десятком разных идей. К этому времени она будет уже интуитивно понимать, как это правильно делается, и ваши риски будут намного ниже.

Во-вторых, стартап-студии часто экономнее традиционного предпринимательства. Потому что в традиционном бизнесе вам нужно выплачивать членам команды зарплату, а иногда и акционерные доли. Но при этом не всегда получается использовать потенциал этой команды на 100%. То есть вы платите за их время, не будучи уверенным, что оно тратится рационально. А в студии ваша команда может заниматься несколькими проектами сразу, и получается, что вы задействуете их гораздо эффективнее. И если у вас 10-15 стартапов в год, то средняя себестоимость одного стартапа выходит ниже, чем при традиционной модели.

И в-третьих, в «разовом» предпринимательстве, чтобы получить финансирование для проекта, нужно идти к инвесторам, завоёвывать их доверие и так далее. Всё это занимает немало времени. В стартап-студии у вас все финансовые вопросы централизованы. Конечно, для самого первого стартапа придётся предпринимать те же шаги: ходить на мероприятия, выставки, налаживать контакты, обмениваться визитками и тому подобное. Но если вам удастся запустить первый проект, и он окажется успешным, то дальше всё пойдёт значительно легче, потому что ваши инвесторы уже будут знать вас и доверять вам, и процесс переговоров с ними окажется значительно короче.

– В чём принципиальное отличие стартап-студий от крупных инновационных компаний, например, таких как Google, Apple, Samsung и прочих? Ведь внутри этих компаний точно так же запускаются различные инновационные проекты и точно так же команды этих проектов перебрасываются с одних разработок на другие. Да, эти компании не имеют цели создать, а потом продать какой-то новый бизнес, но тем не менее иногда именно так и происходит.

В каком-то смысле перечисленные корпорации действительно напоминают то, чем занимаются стартап-студии. Но разница между такого рода инновациями внутри корпораций и стартап-студиями вот в чём: в первом случае вы зависите от огромной корпорации и подчиняетесь её целям и подходам, а во втором вы независимы. Потому что крупные корпорации, даже если они дают вам определённую свободу в реализации создаваемых вами проектов, всё равно имеют какую-то одну цель, корпоративную культуру, не говоря уже о внутрикорпоративных процессах, бюрократии и так далее. И вы оказываетесь связаны всем этим. В отдельных редких случаях созданный в рамках компании-гиганта стартап может быть пущен «в свободное плавание», но чаще всего этого не происходит, и вы остаётесь в рамках корпоративной машины.

Есть, кстати, хорошие примеры того, как крупные компании начинают сотрудничать со стартап-студиями. Потому что создание собственных стартап-студий в рамках крупной корпорации – дело хорошее, но требует очень больших первоначальных вложений: нужно собрать команду, нужно создать одну или даже несколько компаний, и что самое трудное – нужно наладить какую-то систему управления и контроля над всем этим. Поэтому иногда им выгоднее начать сотрудничество с какой-либо уже существующей стартап-студией, у которой есть свои команды и наработанный опыт. А у корпорации, в свою очередь, есть доступ к клиентам, к рынку и опыт работы в индустрии. Очень часто такое сотрудничество «выстреливает», и из этого получается что-то интересное. Бывает и так, что стартап-студия создаётся в сотрудничестве между несколькими крупными компаниями, но потом начинает «жить своей жизнью». Одним из примеров этого является мексиканская стартап-студия InnoHub, которую создали три крупные мексиканские корпорации – финансовая, телекоммуникационная и логистическая – потому что они видели, что у них есть множество мелких и средних клиентов, чьи запросы можно удовлетворить путём запуска небольших бизнес-проектов. InnoHub работает с этими клиентами, запуская стартапы под их нужды. А у корпораций есть ресурсы, за счёт которых они могут эту стартап-студию поддержать. А так как по договору каждая из них имеет долю во всех создающихся стартапах, то они ещё и получают определённую коммерческую выгоду.

Бум появления новых стартап-студий пришёлся на период с 2010 по 2013 годы. После этого темпы роста немного замедлились. Большинство компаний родились в США. Самая старшая из них – Idealab – была основана в 1996 году. Исследование проведено в начале 2016 года. Низкие показатели 2015 года связаны с задержками в публикации статистической информации и отражают только те данные, которые были уже доступны на момент исследования.  

– Получается, что большие корпорации заинтересованы в существовании стартап-студий?

Они должны быть заинтересованы, потому что метод стартап-студий – это один из способов развития инноваций в рамках этих больших компаний. Конечно, существует и множество других методов – и внутрикорпоративные инновации, и традиционные венчурные капиталовложения, возможностей тут масса. Но есть один важный момент, о котором крупным компаниям стоит задуматься. Согласно одному недавнему исследованию, около 90% стартапов или маленьких компаний, приобретённых крупными корпорациями, оказываются убыточными. Дело в том, что, когда крупная компания приобретает уже готовый стартап, очень часто возникает ситуация, при которой корпоративная культура, взгляды, идеалы компании-гиганта и аналогичная культура небольшой стартап-компании оказываются несовместимы друг с другом. Они просто работают совершенно по-разному, имеют абсолютно разные подходы и принципы. Благодаря этому становится почти невозможно успешно интегрировать новый бизнес в большую корпорацию. Стартап-студии позволяют решить эту проблему, ведь в них новые компании создаются с нуля, и корпорация-заказчик может сразу «подстроить» их под себя.

– Откуда стартап-студии берут идеи для создания новых компаний?

Я бы сказал, что здесь существует два основных направления. Первое – это поиск свободных ниш на определённом рынке, в определённой области. Например, немецкая компания Rocket Internet, о которой я уже упоминал, специализируется на онлайн-коммерции. И когда они находят достаточно крупный рынок, крупную незанятую нишу в этой сфере, они создают компанию, и начинают очень активно и даже агрессивно её продвигать. Второе направление – это изучение того, что является успешным за рубежом, в других странах, на других рынках, и создание чего-то аналогичного. Например, мы в Drukka смотрим, какие новые стартапы и бизнес-модели оказываются успешными в США, и попросту пытаемся повторить то же самое, но уже у себя на родине. Это, конечно, своего рода копирование чужих идей, но в коммерческом плане оно даёт одно ощутимое преимущество – использование бизнес-модели, которая уже была кем-то где-то опробована и дала результат, значительно снижает риск провала.

Как правило, процесс поиска идей происходит примерно так: мы «накидываем» порядка 20 разных идей в режиме «мозгового штурма», а затем в течение нескольких дней начинаем их анализировать и отбрасывать неудачные. Допустим, прошла пара дней, мы хорошо надо всем подумали и оставили из 20 идей только 10. Мы берём эти 10 идей и начинаем экспериментировать с ними по минимальным затратам – создаём некий опытный образец и пытаемся определить, есть ли на такой товар спрос. Иногда мы делаем это, например, так: создаём страницу продукта в интернете, которая выглядит так, будто этот продукт уже производится. Затем мы даём рекламу на Фейсбуке и в Гугле и на базе полученных от такой «рекламы» данных подсчитываем предполагаемый спрос, издержки и ожидаемую в случае запуска этого бизнеса прибыль от инвестиций. Если всё складывается успешно, и полученные данные нас устраивают, то мы принимаем решение о запуске стартапа. После этого мы можем нанять в качестве гендиректора этого нового бизнеса стороннего предпринимателя с соответствующим опытом и навыками. То есть мы предоставляем идею и команду, а предприниматель руководит новой компанией – при этом его доля в этой компании чаще всего будет порядка 25%. И в связи с этим хочется отметить вот что: многие утверждают, будто бы ваша доля в стартапе, запущенном для вас стартап-студией, будет ниже, чем если вы создаёте компанию традиционным способом. Но это верно только в отношении начального этапа развития молодого бизнеса. Потому что в контракте почти всегда прописывается, что если стартап оказывается успешным, и компания достигает определённых поставленных целей, то доля предпринимателя в ней увеличивается (за счёт снижения доли стартап-студии, разумеется). Таким образом закладывается финансовая мотивация для предпринимателя: он напрямую заинтересован в успешности проекта, в высоких результатах.

– Допустим, у меня есть какая-то хорошая идея для стартапа и команда – друзья, готовые помочь мне с её реализацией. Я мог бы начать искать инвесторов, готовых вложиться в проект, и, возможно, даже нашёл бы их. Теперь же я знаю о формате стартап-студии, которая теоретически может снять с меня ряд подобных забот. Но могу ли я прийти в стартап-студию со своим проектом, чтобы сделать его совместно?

Некоторые стартап-студии работают со сторонними командами – туда действительно можно прийти со своей идеей и командой, и, если им понравится ваш проект, они могут помочь вам с бизнес-контактами, ресурсами, маркетингом, связями с инвесторами – со всем, чем могут, в зависимости от конкретной договорённости. В отличии от агентств по поддержке предпринимательства, за свои услуги они чаще всего не возьмут с вас никаких денег, но вместо этого просто войдут в ваш проект как соучредители. Какая именно доля проекта будет принадлежать стартап-студии, зависит от того, каким будет её вклад в ваше дело. Однако большинство стартап-студий вообще не работают с другими командами, предпочитая искать идеи самостоятельно.

С 2011 года год за годом стратап-студиями создаётся на 15% больше компаний. В американских и немецких студиях наблюдается стабильный выпуск компаний, тогда как в студиях других стран это пока происходит от случая к случаю. Как и в случае с предыдущим графиком низкие показатели 2015 года связаны с задержками в публикации статистической информации и отражают только те данные, которые были уже доступны на момент исследования.  

– А насколько сложно создать саму стартап-студию? Что необходимо сделать, чтобы она стала успешной?

На мой взгляд, создание стартап-студии намного сложнее, чем создание обычной компании, ведь стартап-студия – это своего рода фабрика по производству бизнесов, поэтому создавая одну организацию, вы будто бы создаёте их сразу с десяток. Главный фактор успеха, пожалуй, личностный, человеческий. Учредитель, основатель стартап-студии должен быть готов принимать очень трудные решения. К примеру, у вас есть 5 отличных идей для стартапов, но ресурсов хватает только на 2 из них. Ошибочно сделанный выбор может привести к финансовым проблемам или же породить конфликты внутри команды. Опять же, разрешать и улаживать конфликты тоже должны вы, иначе ваш коллектив развалится. Одним словом, необходимы сильные лидерские качества. Ну и, конечно, финансовые возможности также необходимы немалые. Мы подсчитали, что если вы хотите создать успешную стартап-студию, то у вас должно быть достаточно средств для создания в первые 1-3 года примерно 10-15 стартапов. Именно эти первые 10-15 стартапов сформируют ваше портфолио. После этого вам придётся запастись терпением, чтобы дождаться момента, когда ваш первый стартап станет успешным. Тогда вы сможете продать его и получить первый доход от инвестиций. Нужно помнить и о том, что в команде стартап-студии должно быть как минимум 15-20 человек – разработчики, маркетологи, юристы, бухгалтеры и так далее. И им всем нужно платить зарплату, а многих из них и включать в долю.

Откуда взять такие финансовые средства? Тут также есть несколько вариантов. Бывает, что команда стартап-студии финансирует всё сама, «в складчину». Иногда получается привлечь финансирование от больших компаний, но тогда вы связываете себя обязательствами перед ними. И, конечно, есть традиционный метод привлечения капитала от венчурных инвесторов. Последний вариант для стартап-студий – самый проблематичный, потому что большинство инвесторов пока не имеют опыта вложений в студии. Многие из них даже не знают, что это такое, и вам придётся потратить немало времени на то, чтобы завоевать их доверие.

Большинство из самых эффективных стартап-студий (Idelab, Science, Rocket Internet, eFounders и другие) были созданы на собственные средства их учредителей – успешных предпринимателей.

– Вы упоминали об успешных стартап-студиях по всему миру. А есть ли таковые в Венгрии?

В Венгрии сейчас функционируют три успешных стартап-студии, у каждой из которых есть как минимум по 3-4 успешно созданных и работающих компании. Это, во-первых, Lab Coop, которые начинали как обычный технологический стартап, но потерпели неудачу. При этом команда не захотела распускаться, а решила попробовать себя в чём-то новом. Сначала они выполняли девелоперские проекты для клиентов, а потом пустили заработанные деньги на создание новых компаний, то есть стали стартап-студией. Интересно то, что у них каждый член команды (а это около 30 человек) владеет долей в каждом создаваемом стартапе, то есть все расходы и все доходы они делят между собой поровну. Во-вторых, это студия Innonic Group, специализирующаяся на стартапах в сфере онлайн-коммерции. Они открывают всего по 3-4 компании в год, то есть работают достаточно медленно, но в целом движутся в верном направлении. Третья студия – это наша Drukka. В 2015 году мы запустили порядка 10 стартапов, 6 из которых оказались успешными. Поначалу мы вкладывали свои собственные деньги, но недавно создали свой собственный небольшой инвестиционный фонд, через который и привлекаем инвесторов для наших стартапов. Интересно, что вкладчики инвестируют не в конкретные стартапы, а в фонд в целом, то есть они поначалу даже не знают, на какие именно проекты идут их деньги – все решения по деятельности стартапов принимаем мы сами. Но зато, как только они заключают с нами контракт на инвестирование, они получают самую полную информацию по создаваемым на их деньги стартапам, и в зависимости от этого имеют возможность в тот или иной момент (на начало второго или третьего раунда капиталовложений) решить, продолжать финансирование или нет.

– Каковы ваши планы на ближайшее будущее – как в бизнесе, так и в научно-исследовательской работе?

Конечно, я буду продолжать свою работу в Drukka, где я отвечаю за генерирование и оценку новых бизнес-идей, а также за подбор и найм директоров будущих компаний. В части научно-исследовательской работы в ближайшие 6-9 месяцев я собираюсь поработать над вторым изданием книги, средства на которую я собираю через краудфандинг. Кроме того, я буду организовывать тренинги для предпринимателей, планирующих открывать собственные стартап-студии, потому что во многих странах для этого существует огромный потенциал – в том числе, кстати, и в России, где я за последнее время побывал уже несколько раз.